Для чего детям изучать программирование?

06.07.2018
0
208


Фрагмент интервью с Виктором Буняком, топ-менеджером массовых онлайн-порталов, а также образовательного IT-портала, преподавателем информатики.

Он рассказал, как помочь детям в освоении мира онлайн и стоит ли показывать, из чего он состоит.

Насколько сейчас актуально осваивать информационные технологии?
Уже сейчас всем, от мала до велика, стоит осваивать IT-основы. Нужно понимать, какой мир нас окружает. Он сильно изменился. Нужно понимать скорости передачи информации, скорости передачи новостей. Конечно, хорошо бы освоить какую-то профессию, которая будет очень сильно коррелировать с развитием IT. Это может быть профессия, которая напрямую относится к IT. Например, программирование, интернет-маркетинг, дизайн, создание сайтов, написание тестов. Также это может быть профессия, которая не относится напрямую к этому, но связанная с IT. Это может быть профессия техника, который умеет собирать компьютерные системы. Это системное администрирование, руководитель проектов. IT сейчас с такой скоростью растет, что позволяет выбрать даже не из десятка профессий. Речь идет о не менее чем двадцати.

С чего стоит начать?
Нужно начать с основ компьютерной грамотности. Нужно понимать, что такое компьютер. Не то, как он устроен, и чем отличается Mac от Intel, а какие возможности он дает. Что такое интернет, где и как это влияет на нашу жизнь? Вот это с точки зрения обучения будет востребовано через 10-20 лет.

Если речь идет о молодых людях, перед которыми стоит вопрос о перепрофилировании, стоит присмотреться к курсам, которые дают какое-то представление о новой профессии. Важен не навык, а понимание. Здесь проектов много, это сейчас тренд. В России их не так много, как хотелось бы. Это проекты, которые дают попробовать себя в новой профессии и дают надежду, что в этой профессии можно себя проявить.

В каком возрасте начинать изучать сферу IT?
Во-первых, никогда не поздно начать. Другое дело, как быстро после рождения ребенка стоит его погружать. Тут стоит отметить, что часть погружения происходит неосознанно. Дети видят, как родители смотрят в телефоны и планшеты, как они заглядывают в ноутбуки, пока кормят малышей. И они уже мотают на ус. Начиная с года-полутора, они уже начинают активно использовать эти устройства. Моему сыну три года, он смотрит какой код для разблокировки экрана я набираю. Ребенок не спрашивает какой код, он его просто заметит. И этого достаточно.

Дети погружаются в эту среду очень естественно. Вопрос: хотим ли мы их развивать в этой среде? Если да, то этим нужно заняться. Здесь есть определенная опасность. Как многодетный отец могу сказать, что развитие IT-технологий отрицательно влияет на развитие детей. Они позже начинают говорить: они сидят в планшетах, смотрят телевизоры. В это время они не нуждаются в общении. Ребенка в раннем возрасте нужно развивать: с ним нужно играть, разговаривать, развивать его логику. По моему мнению, погружение должно начаться не ранее 4 лет. Это я могу сказать как профессиональный методист по работе с детьми, преподаватель информатики и психологии, рукопашного боя и физкультуры. Иначе будет задержка развития. Дети быстро замыкаются, когда находят что-то интересное.

До 4 лет лучше водить ребенка в бассейн, чем играть с ним на планшете.

После 4 лет, когда ребенок разговаривает, когда есть коммуникация, можно выстраивать обучение IT. Можно показывать ему планшет, телефон, компьютер. Он быстро будет это впитывать.

Когда переходить к задачам по программированию и пробовать себя в IT?
Когда ребенок начинает читать и писать, лет с шести-семи, ребенку уже можно давать задачки на логику. Например, как собрать из нескольких частей нечто цельное. В этом направлении есть интересный проект, который позволяет пошагово выстраивать сайт, не занимаясь кодами. Первые шаги ребенка должны быть связаны с конструированием. С пониманием того из каких компонентов состоит сайт, интернет, программа. А вот уже следующие шаги, начиная с 8-10 лет, стоит уделять уже кодированию. Когда дети сами пробуют писать какие-то программы, из конструктора собирают роботов, для сайтов пишут дополнительные модули. В МИФе есть отличные книжки по языку Scratch: язык простой и позволяет быстро проверить гипотезы, работает-не работает, и погрузиться в кодирование. Языки типа Scratch, Basic, JavaScript подходят для обучения логометрическому языку.

Что важно учитывать родителям в процессе обучения детей?

Детям в возрасте от 6 до 10 лет должны получать эмоциональный отклик от того, что делают. Задача родителей увидеть: если ребенок увлекается этим, то это нужно развивать. Если ребенку скучно, он не хочет писать код, ему не нравится собирать сайты, значит тут же надо его переключать. Это может быть все, что угодно: и в IT, и не в IT. Это может быть и дизайн, и написание текстов. Если его тянет фантазировать — прекрасно!

Если ребенок тянется к IT-технологиям, как ему помочь развиваться?
У нас много вариантов развития ребенка в сфере IT. В первую очередь, нужно узнать, что именно в программировании ему нравится. Если ему нравится писать код, ему нравится творить, создавать что-то новое, то основная задача — обеспечить ему общение с ему подобными.

Нужно искать ближайшее сообщество, ребенку нужны единомышленники.

Какие тенденции Вы видите в освоении молодых людей IT-технологий?
Сейчас дети и молодежь практически не замечают IT. Для них это естественно, как воздух. Нынешнее поколение погружено в виртуальную реальность изначально. Это и хорошо, и плохо. Хорошо, потому что для них это естественно. Плохо, потому что они не воспринимают это как повод изучать это лучше, разобраться и освоить новую профессию. И вот здесь им надо помогать. Надо сказать: там есть куда копнуть, с этим нужно разбираться. То, что ты ходишь в Facebook, «Вконтакте», Instagram — это не весь интернет, люди живут не только этим. Они программируют телефоны, автомобили, умные дома, банковские карточки.

НАША ЗАДАЧА — ПОКАЗАТЬ НОВОМУ ПОКОЛЕНИЮ, ЧТО IT — БОЛЬШОЙ МИР И В НЕМ ЕСТЬ, ЧТО ИЗУЧАТЬ!



Станьте первым!

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь для комментирования!
Связаться с нами